Известно, что касатки, собаки и некоторые ластоногие легко обучаются. А как же кошки? Есть, по-видимому, несколько причин, почему дрессированная кошка такая редкость. Во-первых, нет насущной необходимости обучать кошку, чтобы превратить ее в приятного компаньона, в то время как все собаки требуют хоть какой-то минимальной дрессировки, так сказать, для обеспечения их подконтрольности.
Другая причина — малая активность взрослой кошки: большую часть времени она ровным счетом ничего не делает, так что возможности для тренировки ограничены. И, в-третьих, она не падка на награды, не станет работать за подачки, как это делает та же собака. Собаки видят в своих хозяевах доминирующих, то есть стоящих на более высокой иерархической ступеньке, членов стаи, и рассматривают как награду любовное к себе отношение со стороны хозяев. Как кошки оценивают нас — предмет особого разговора, но поглаживание ее или похлопывание — явно не достаточная мотивация для тренировки и закрепления желаемого навыка…
Особенно вкусная пища — единственное поощрение, которым обычно пользуются при дрессировке кошек. Котят можно поощрять, открывая им новые возможности для исследования окружающего мира, но в домашних условиях этот прием трудно использовать, и поэтому чаще всего самым удобным поощрением оказывается сухой кошачий корм.
Довольно трудно заставить кошку выполнять необычные для нее трюки, лучше всего если это будет что-то из обычного для нее репертуара. При обучении можно использовать метод шейпинга, выделяя отдельное движение, даже если кошка редко выполняет его самопроизвольно. Сначала ее следует поощрять за такие поступки, которые похожи на желаемый трюк или включают его. Сигналом к выполнению может быть устная команда.
Работа идет эффективно, если награда следует сразу же за правильным движением, при малейшем интервале обучение резко замедляется. Постепенно кошка начинает реагировать на условный сигнал, и тогда поощряется только целевое движение, пока животное не научится выполнять только это движение в отдельности. Закрепление трюка идет успешно, если награда выдается от случая к случаю, после нескольких удачных повторений трюка подряд с неопределенными интервалами. Использовать этот метод можно для разных животных при всех видах дрессировки.
Таким образом кошку можно научить прыгать чрез палку. И кошки, и собаки при необходимости перепрыгивают через препятствия, но собаки делают это охотно, если их ждет награда из рук хозяина, кошка же просто обойдет препятствие (или просто пойдет в другую сторону), поэтому трюк надо ставить в несколько этапов.
Сначала палка кладется на землю, и кошка получает награду, если просто через нее переступит. Через несколько уроков она начинает менять направление своей прогулки, чтобы переступить через палку, если она получает награду непосредственно после того, как ее четвертая лапа окажется по другую сторону палки. Как только этот навык будет закреплен, палку можно приподнимать над землей, очень медленно, непосредственно перед тем, как кошка приблизится к ней. Если она переступает чрез палку, получает награду, если нет — ничего не получает.
Наказание за неправильные действия может отбить у нее охоту к обучению, поэтому допускаются только поощрения. Постепенно увеличивая высоту, вынуждают кошку прыгать и награждают ее только за прыжок. Если прыжок достаточно высок, чтобы его можно было назвать трюком, закрепите его, давая награду за каждый третий или четвертый прыжок — тогда урок запоминается надолго. Однако, если появляются признаки забывчивости, вернитесь к вознаграждению за каждый выполненный прыжок.
Более сложные трюки или такие, в процессе исполнения которых хозяин кошки находится на значительном расстоянии от нее, базируется на методе, называемом «подкрепление второго порядка». Он широко используется при дрессировке морских млекопитающих, когда тренер стоит на берегу водоема и не может сразу наградить животное за трюк, выполняемый под водой: до момента всплытия, когда дельфин получит заработанную рыбку, проходит слишком много времени. Прежде всего у животного должен быть выработан рефлекс на тренерский сигнал, за которым обязательно последует еда — это может быть щелчок пальцами или сигнал от звукового устройства под водой. В процессе обучения этот звук будет восприниматься как награда, поскольку он ассоциируется у животных с едой.
Таким образом можно научить кошку приносить предметы. Чтобы привлечь внимание кошки, этому предмету сначала придается запах вкусной пищи. Как только она дотронется до него зубами, тренер щелкает пальцами и немедленно выдает ей награду. Тот же шейпинговый метод применяют, чтобы заставить кошку принести вам этот предмет, и для более сложных трюков, например, опустить его в определенную коробку. Успех будет зависеть не только от точного соблюдения описанной методики, но, главным образом, от терпения и настойчивости дрессировщика.
Трюк, состоящий из сложной цепи поступков, следует тренировать, начиная с последнего движения.
Когда оно усвоено, приступают к следующему от конца движению, присоединяя его к уже готовому последнему, и награду выдают после исполнения последнего движения. Таким образом можно поставить сложные, почти цирковые трюки. Но поскольку кошки все же с трудом поддаются обучению, эта технология чаще используется для дрессировки собак.
Источник: Непомнящий Н.Н. — Ваша кошка/Содержание, кормление, лечение. — М.: ГАММА ПРЕСС 2000, ООО «Гамма-С.А.» при участии «ЧАО и К0», 1998.